29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Бабушки и дедушки – русские и казахские

Соблюдать традиции, хранить семейные ценности. К счастью, сейчас стали часто вспоминать, что у каждого народа есть свои строгие правила жизни, которым надо следовать  всегда. Тогда будет мир и согласие в любом доме.

Поздним осенним вечером сижу на корпеше в теплой кухне большого дома в каком-то дальнем совхозе.  Целый день мы с хозяином дома – главным ветеринаром хозяйства — мотались на УАЗике  по южному району нашей северной области, по ее тряским дорогам и просто по бездорожью. Он следил, как отары перегонялись на летние пастбища — я совала свой любопытный нос в каждую кошару, в каждую избушку чабанов. А вдруг увижу что-нибудь интересное для наших читателей? Намерзлись оба! В результате «принимающая сторона»  отправила меня  к себе домой на попечение матери. Меня напоили чаем с вкусными лепешками с каймаком, усадили перед телевизором клевать носом после тряских поездок.

Хозяйке дома не до меня, хотя она сидит рядом и временами улыбается мне, но, как капитан корабля с мостика, довольно резким голосом успевает раздавать указания трем молодым женщинам и пятерым мальчикам-подросткам. Да еще качает, по очереди укладывая себе  на ноги, трех крошечных девчонок, только что плясавших перед телевизором под песни Аллы Пугачевой. Уснувшую укладывает рядом с собой под одеяло и  убаюкивает следующую…  Скоро все три сопят прямо под бормотанье телевизора.

Под заунывную песенку бабушки так приятно дремлется! Думается: хорошо живется ветеринару! Ишь, какие три красавицы-жены  в доме! А дети – один другого лучше! Спокойные, румяные,  упитанные! Мальчишки такие чинные-важные, девчонки веселые. Явно бабушка на сливках вырастила! Как настоящие мужички, мальчики  без особых указаний помогают  женщинам в вечерних хлопотах. Принесли парное молоко, ведра с водой, дрова, вынесли какие-то баки, что-то делают во дворе. Приучены!

Две молодки у плиты  готовят в четыре руки, кипятят  молоко.  Третья хлопочет в просторном  зале для гостей – расстилает на полу  прямо посреди огромной комнаты постель. Видно,  для меня.

Поговорить нам сложно. Я, кроме общих фраз, почти забыла казахский язык, которому меня 10 лет учили в школе и в институте. Жила-то в северном городе!  Столько же, видимо, помнят по-русски  молодые женщины.

Вдруг с шумом распахнулась дверь. Вошли три молодца, одинаковых с лица. Двое молодых поддерживали под руки самого старшего, хотя он еще и сам мог бы поддержать кого угодно. А уважение? Девчонки вскочили, как и не спали вовсе, облепили мужчин: «Ата! Ата! Компит бер?»

Как знакома мне эта сцена! Точно так же мы с братьями когда-то давным-давно встречали своего дедушку, обнимая, целуя, подглядывая, чем он шуршит в кармане. Как приятно ожидание гостинца!

— Ну-ка, ну-ка! Что вам зайчик передал?

И следовала сказка, как бежал по огороду зайчик, нес зайчатам морковку, да узнал, что тут ребятишки, отдал деду. Как вкусна была та морковка! Слаще-то в нашем послевоенном детстве ничего и не было.

И малышки – совсем как мы в детстве! — обшарили карманы мужчин, едва успевших раздеться и вымыть руки. У каждого оказалось что-то вкусненькое. Можно бы и отстать от взрослых, но девчушки все равно висели на мужчинах, словно приклеенные. Особенно на старшем. «Ата! Ата!» — лепетали все трое и обнимали млеющего от их ласки деда.

Молодки захлопотали быстрее. Через несколько минут на столе появилось блюдо с бешбармаком. Мальчики внесли самовар… Младшая из невесток села у дастархана разливать чай.  Потек мирный интересный для всех разговор. Меня расспросили – о себе рассказали. Оказалось, в этом доме живут три полноценные семьи – ветеринара и его двух братьев. Впрочем, у каждого есть свой дом, но этот самый родной для всех – отцовский и младшего из сыновей.

— Весна, — сказал  настоящий хозяин дома Сабиржан-ага. – Сыновья много работают, дома мало бывают. Невестки тоже с утра уходят. Маржан ребят математике в школе учит, Гульнара – медсестра, младшая – большой начальник! Детсадом командует. А мы с бабкой внуков воспитываем. Вон мои подчиненные.

Дедушка перечислил имена мальчишек, погладил девчушек. Оказалось, у всех свои папа-мама, только дети  растут все вместе под крылом дедушки и бабушки. Собираются в одном доме, когда у родителей горячая пора. Благо все три дома рядом.

Старая добрая традиция, одинаковая у русских и казахов! Сейчас, когда кажется, что семья разрушена, умирает, ученые пытаются найти в прошлом все хорошее, что надо беречь и хранить. Пишут,  есть оно у нас! Есть! Вот бабушка и дедушка – наше богатство. Они всегда занимали положение «старших родителей», пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками в воспитании детей. Вспомнилась, казалось бы, забытая песенка: «Баба, бабушка, золота сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь». Откуда я ее знаю? Бабуля, наверное, когда-то напела.

У русских, как и у казахов, старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по хозяйству по мере сил ему, самому молодому и неопытному, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения. Если в семье много детей, мать постоянно занята домашней работой, уходом за скотом, да и в поле находилось ей дело. А бабушка тем временем  нянчит младенца: пеленает его, укачивает, поет колыбельные песни, играет, напевая потягушки, гули-гулюшки, учит ходить, говорить. Оказалось, традиция «перерезать путы» малышу, сделавшему первый шаг, одинаковая у русских и казахов. Радости-то – пошел!  Теперь смотри, чтобы не влез куда-нибудь, не повредил бы себе что-нибудь! Бабушка присматривает за подрастающими внуками, следит, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывает им сказки, обучает девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. А ведь эта игра — тоже не простое дело. Даже Пушкин, воспитанный не дома, а в казенном учебном заведении – лицее, написал, что, играя в куклы, дитя к «законам света приготовляется шутя».

Дед маленькими детьми занимался меньше. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, свистулек, топориков, кукольной посуды.  Обязательно мастерил вместе с внуками: так он учил малышню мужским делам.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков. А кто в казахских семьях сохранил  знания о принадлежности семьи к определенному роду и жузу, научил помнить родню до седьмого колена? Разве не старики? А кто научил славить Аллаха? Да и у русских прежде считалось обязательным знать родню тоже до седьмого колена. Это у дворян были родословные, записи в барханные книги. У простого народа – только память.

Мы выросли в атеистическое время. Нас воспитывали на примерах пионеров-героев, учили гордиться замечательными предками и гениями, о которых говорили учителя в школе. Это правильно. Но первую сказку о Коньке-Горбунке, Царь-девице и Змее Горыныче мы с братьями услышали от малограмотного дедушки – донского казака, сосланного в Караганду строить железную дорогу. Он их узнал от своего деда. До сих пор помню: «Сивка-Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»

Прежде, чем в школе нам сказали, что Бога нет, бабушка и дедушка крестили нас в домашней церкви в карагандинском поселке ссыльных Компанейске. Они же первыми научили нас самым простым и нужным молитвам, заставляли крестить лоб перед обедом и перед сном, чтоб «чарты не снились». А если вдруг приснятся, надо проснуться и немедленно прочитать «Отче наш» или «Богородица, дева, радуйся».  Пугали, если мы делали что-то нехорошее, то на том свете эти же страшные «чарты» — черти будут вилами в бок тыкать, а за плохие слова и вранье  – заставят брехливым языком лизать горячую сковородку. Это запоминалось раньше, чем появившаяся гораздо позже копия десяти заповедей — «Моральный кодекс строителя коммунизма». Дедушки-бабушки к тому времени уже научили нас различать, что такое хорошо, что такое плохо.

В русских семьях не было обычая отдавать самого первого внука в семью деда и бабки. Обычно все жили в одной избе – в тесноте да не в обиде. Не каждая семья имела возможность «выделить молодых» — отвести им свой участок земли и построить отдельную избу. Вот и воспитывали внуков всех вместе — «гамузом».

«Первый ребенок – последняя кукла. Первый внук – последний ребенок». В этой пословице, как  и во всех других, больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Слишком молодые родители еще не умели как следует обращаться с ребенком – играли, как  с куклой. Женили-то их рано. А бабушке уже тяжело было справляться с хозяйством и так хотелось понянчиться с малышом! Может, еще и потому, что в молодости не пришлось насладиться любовью к первенцу. Вот и забирали казахские дедушка  и бабушка, еще полные сил, к себе первого внука.

Сейчас мои дети иногда предъявляют мне претензии, что я недостаточно сурова с их детьми. Строже надо! Строже! Не давать им воли! Избалуются!  «Для этого у них есть родители! Бабушки – для баловства! Вот уйду я в мир иной, чем меня внуки вспомнят? Как рычала на них за каждый пустяк?» — отвечаю я и жалею, что в молодости было мало времени, чтобы больше баловать своих детей. Слава богу, у них тоже были бабушки, был жив мой  так рано ушедший из жизни отец, который научил всех внуков колотить молотком, пилить доски, паять провода, разбирать и собирать велосипеды, управлять раздолбанным «москвичом». Потому мой старший брат стал чинить автомобили раньше, чем получил права, а теперь уже наши сыновья зарабатывают на жизнь в своих крошечных автомастерских в наше капиталистическое время. А наши внуки уже получили в наследство «копейку» своего деда, полученную им в награду за доблестный труд на Карметкомбинате.

Теперь внуки учат меня  компьютерным премудростям. Любимая их фраза: «Бабуль, как ты не понимаешь простых вещей?!» Я впадаю в детство и начинаю спорить с ними на равных: «Вот если бы вы понимали все, что я знаю!» Довод беспроигрышный – умолкают! Сочинения по литературе ко мне ведь прибегут писать да еще вместе с друзьями!

Я уже давным-давно рассказала им всем про Конька-Горбунка, которого, оказалось, помню наизусть с того времени, когда при свете лампы-коптилки  на теплой печке звучал голос дедушки. Давно подсунула книги сказок, зачитанные до дыр их родителями. Правда, они не хотят читать про пионеров–героев, их интересует «Гарри Поттер» и «Властелин колец», зато требуют составить для них родословную. Мода у них такая пошла – на генеалогию. Вот тут и понадобились мне услышанные в детстве рассказы о донских казаках, о строительстве Казахской железной дороги, о том, как другой их дед гонял колчаковцев по лесам Северного Казахстана.

Конечно, в каждой семье свои традиции, свои легенды и предания. Пока мы помним своих предков, пока передаем внукам свой жизненный опыт и знания, накопленные ими и нами самими, мы — семья. И мы бессмертны.

— Бабушка, неужели мы тоже все умрем? – спросил меня как-то совсем маленький внук после какого-то «убойного»  фильма.

— Нет, детка. Ты вырастешь, у тебя будут дети, потом внуки. Он будут наше продолжение.

К сожалению, нередко можно услышать истории о ненависти близких людей друг к другу, о распрях ради денег и квартир, о выгнанных из дому стариках и даже об их убийствах. Может, у тех, кто творит такое зло, не было в детстве хороших дедушек и бабушек? А может, они были, но занимались личными делами и не читали внукам сказок, не объясняли, как должен поступать настоящий мусульманин и христианин?  И даже просто сами не знали, как должен один человек относиться к другому? Не будем греха таить, среди взрослых есть такие экземпляры, что чахнут над своими хрущобами, как Кощей Бессмертный над златом. Да еще обижаются, что потомки их не уважают.

Рано утром я уезжала из гостеприимного казахского дома. Девчонки еще спали под одним цветным одеялом. Их бабушка насовала мне в сумку горячих баурсаков, испеченных мамами, хлопотавшими в кухне, словно они и не ложились спать.  Молодые мужчины извинились и уехали по своим делам. Юные еще хлопотали во дворе задавали корм коровам и телятам. Носили им воду.  Дед стоял посреди двора, опираясь на палку, и поторапливал ребят: «В школу пора!»

Я попрощалась с хозяйками, а мальчики и их дедушка пошли провожать меня до автобуса. Мы шли и беседовали о жизни.  Было «школьное время». Из каждого двора выходили ребятишки и присоединялись к нашей группе. Каждый здоровался, пожимая руку сначала мне, гостье, потом дедушке, потом его внукам. Скоро по улице шла уже небольшая демонстрация. Чувствовалось, что все ребята хорошо воспитаны – в уважении к старшим. Видимо, у всех были хорошие дедушки и бабушки.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *