29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

От начала «Интеграла»

В памяти многих поклонников «Интеграл» остался таким, каким он выглядел на кадрах хроники рок-фестиваля «Тбилиси-80». «Зажигающие» на сцене Юрий Лоза, Ирина Комарова и, конечно, сам Алибасов, поющий о том, как «Вилли пива наварил». Но тому эпохальному событию предшествовал долгий период, пожалуй, не менее интересный и насыщенный. И для каждого из жителей Усть-Каменогорска, кто был завсегдатаем на танцплощадке в те хипповые годы, имена участников первого состава группы – это имена-легенды. С одним из них, вместе с Бари Алибасовым основавшим «Интеграл», мы и решили поговорить. Итак, на связи с читателями Петропавловск.news — ИА REX-Казахстан Михаил Арапов, Усть-Каменогорск. Пойдём от начала «Интеграла»…

— Михаил Михайлович, мне доводилось слышать ранние записи «Интеграла», причём довольно хорошего качества. Где вы их делали?
— Делали здесь, у себя. Саша Крахин, наш гитарист, работал на телестудии звукорежиссёром. В принципе, и у него аппаратура дома была, скорее всего, он и в домашних условиях это делал.
У вас был интересный инструментал, всего на одной гармонии, но, тем не менее, когда его слушаешь, никакой монотонности не ощущается. Говорят, вы могли, импровизируя, растянуть его минут на сорок, и публика забывала о времени?
— Было такое. Мы это часто делали, особенно на репетициях, «доигрывались» допоздна. Ну а потом, играя на танцах, воплощали эти свои наработки…
— Столь характерные для «Интеграла» элементы шоу использовались уже тогда?
— Всё и начиналось с этого. А вообще «Интеграл» начался со школьного ансамбля – мы же с Алибасовым учились, за одной партой сидели. Вчера разговаривали с ним по скайпу, вспоминали первую гастроль в Семипалатинск, в пединститут, как нас там приняли, были восхищены. Все эти песенные номера не просто исполнялись стоя, а как-то обыгрывались – костюмами, движениями.
— И вот – Усть-Каменогорский ДК Металлургов…
— Когда мы сюда приехали, устроились работать во Дворец Культуры Металлургов сначала на одну ставку рабочими сцены, чтобы присмотреться. Присматривались где-то полгода – и к директору, говорим: «Мы хотим организовать ансамбль». Он нам дал связку ключей от подвала, где хранились старые музыкальные инструменты. Мы с Бари туда спустились – и сутки или даже двое не вылезали оттуда! (смеётся).
— Понимаю, мне это знакомо.
— Выбирали, собирали, нашли там ионику старую. И всё, начали собирать коллектив, благо в институте были талантливые ребята, быстро нашли гитариста, саксофониста. Перед Новым Годом директор говорит: «Сыграйте, я на вас посмотрю». В общем, где-то в сентябре мы в подвал спустились, а к Новому Году уже играли детские ёлки. Вот так организовался ансамбль.
— Причём, ещё будучи самодеятельным, «Интеграл» уже тогда демонстрировал очень высокий уровень.
— Да, мы не были профессионалами…
— Но фактически являлись ими.
— Ну да, все были слухачи. Когда уже начали играть серьёзно, стали ходить в музыкальное училище, с нами знакомые девчонки, которые учились на старших курсах, занимались вокалом. Короче, получали музыкальное образование (смеётся).
— Бари Каримович, случалось, выступал и в роли поющего ударника?
— В принципе, с этого и началось. В основном выступал как ударник и как солист. Мы же написали с ним песню «Весенний дождь», он выходил и пел, а за ударные в таких случаях садился другой барабанщик. Хотя некоторые песни Бари и за установкой исполнял.
— Пожалуй, самое сложное – это петь за ударными и с бас-гитарой…
— Да, а поначалу каждый из нас исполнял какую-либо песню, играя на инструменте. Потом мы уже начали брать солистов по конкурсу, как это сейчас называется, проводить кастинги. Кстати, и жена моя таким образом пришла к нам солисткой. В «Интеграле» мы поженились, до сих пор живём.
— А это правда, что секретарь обкома жил неподалёку от танцплощадки, и то, что выдавал «Интеграл», до него частенько «долетало»?
— Не знаю, неподалёку или нет, но «наезжали» на нас часто, конечно (смеётся). По крайней мере, когда мы выросли и стали выезжать на гастроли, сначала по области, потом по Казахстану, секретарь обкома по культуре приходил, принимал наши программы.
— «Ой мороз, мороз» вы сделали как раз для таких случаев? Интерпретация, кстати, очень оригинальная…
— Было дело. Естественно, приходилось и обманывать – здесь показывали одно, а уже на гастролях позволяли себе включать недозволенное…
Ну, как и многие тогда. И также многим приходилось делать непростой выбор между «вокально-инструментальной» и семейной жизнью…
— У меня уже была семья, маленький ребенок. По этому поводу Бари много интервью давал, что наша солистка увела меня из ансамбля, в принципе, так и случилось (смеётся). Но мы практически каждый год встречаемся, он часто приезжает сюда на гастроли.
И с другими «интегральцами», конечно, общаетесь?
— Периодически общаемся. Саша Крахин живёт в двух шагах от меня. Толя Филипьев в Америке. Аза Романчук в Одессе, но вчера Борька сказал, что в связи с событиями на Украине вроде как уехала к сыну в Петербург.
— Совместные проекты с Бари Каримовичем не планируете?
— Сейчас ведём переговоры, в марте будущего года 50 лет «Интегралу», Бари хочет отметить это широко. В общем, дружба продолжается!

Беседовал Дмитрий АВДЕЕВ

Интеграл 1968 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *