29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В Петропавловске не все жители согласны с предложенным списком сакральных мест области

Автор: Сергей Виниченко. Член Союза архитекторов Казахстана Александр Листопадний, житель Петропавловска, предлагает дополнить список сакральных мест на севере Казахстана. По его мнению, он слишком узконаправлен. В его перечень не вошли святые уголки нашей малой родины, которые, несомненно, этого заслуживают, передаёт корреспондент Петропавловск.news.

Архитектор Александр Листопадний является автором красивейших объектов, расположенных на территории Казахстана и России. В Петропавловске по его проекту были построены православный храм Вознесения Господня и обсерватория СКГУ им.М.Козыбаева. Этот разносторонне талантливый человек, также занимается краеведением, а потому каждое святое место нашей области знает, как свои пять пальцев. После того, как городские власти представили карту сакральных мест Северо-Казахстанской области, у архитектора заболела душа. Ведь в её список не были включены многие святыни нашего края.
Одной из них Александр Иванович называет Архистратиго-Михайловский женский монастырь, который располагался в нынешнем Жамбылском районе в селе Пресноредуть. Это примерно в 60 км от Пресновки. Его основала вдова есаула Алексея Казина – Анна Васильевна Казина, родившаяся в 1857 году в семье священника. Будучи совсем молодой женщиной, она осталась вдовой. К сожалению, к своим 30 годам она не успела обзавестись детьми. После смерти мужа, решила, что её судьба – служить богу и людям. Имея хорошее образование, она самостоятельно обустраивала монастырь, отдав под это дело все свои сбережения и земли.
Через некоторое время Анна Казина обратилась за помощью к императрице Александре Фёдоровне, написав ей 5 писем с прошением о помощи. Материальная помощь была оказана.
В 1902 году на территории монастыря проходило освещение деревянного храма во имя Святой Троицы. На этом же мероприятии была пострижена в монахини с наречением имени Евпраксия и возведена в сан игуменьи монастыря настоятельница Анна Васильевна.

— Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством, — рассказывает Александр Листопадний.

На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников.
Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано здесь небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских.
Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний в честь Архангела Михаила, — прим. ред.).
Монахини вели различное хозяйство. Занимались земледелием, животноводством.

— Монастырь был неким центром духовности, — отмечает Листопадний. Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. На эту святую землю приезжали и до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России.

При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек.
Когда в Казахстане началась волна восстаний, игумена Евпраксия почувствовала, что осталось ей жить недолго. И, действительно, она предрекла свою судьбу. В 1921 году настоятельницу монастыря вместе с её сподвижницей расстреляли чоновцы. Тела расстрелянных были захоронены на территории монастыря. Впоследствии монастырь был разграблен. В одном из его построек была устроена социалистическая сельхозартель «Труд». Позже был открыт детский дом для детей «врагов народа». Детский дом просуществовал до 60-х годов прошлого века.

Из книги «Пресногорьковские были» С.Н. Виниченко читаем: «…от всего огромного комплекса монастырских зданий остались лишь стены двухэтажной школы и 1-ый этаж дома для священника. В 33 саженях от этого дома на запад высится большой холм – всё, что осталось от некогда великолепного храма во имя Святой Троицы. В его стенах в 50-е годы располагалось здание клуба. Где-то здесь, на церковном погосте, покоится прах есаула Казина и невинно убиенных монахинь. Местность покрыта остатками фундаментов различных сооружений, заросших кустарником и молодыми берёзами. Вид, открывающийся с гребня, который был выбран в 1897 году для строительства монастыря, очень красив – глубокая долина, озеро, привольная лесостепь. Посещение этого места оставляет в душе человека глубокий след. Будем же и мы хранить память о настоятельнице Архистратиго – Михайловского монастыря, крестный путь которой и мученическая смерть явили нам пример беззаветного служения Господу Богу, народу и Православному Отечеству нашему».
К сожалению, монастырь так и не был принят под государственную охрану.

— Идёт создание атласа. Никто не послушал меня по поводу этого монастыря, хотя я предлагал включить его в список сакральных мест, — с сожалением говорит Александр Листопадний. Это место интересно тем, что сохранился пресноредуть, царский курган, озеро, шат монастырский. До сих пор на это святое место едут паломники. Все признаки гласят о том, что нужно включить его в список сакральных мест и охранять. Это место заслуживает этого. Восстановить, конечно, очень сложно и дорого. Там остался острог, остались стены дома священника, фундаменты зданий и сооружений.

Мало кто знает, что на территории СКО находилось три монастыря. Первый — Архистратиго-Михайловский или Казанский женский общежительный монастырь недалеко от Пресновки, второй – это женская община ( с перспективой развития) при храме Всех святых в Петропавловске, и третий Николаевский мужской монастырь в урочище Кара оба, сейчас это территория Костанайской области. После революции все они были уничтожены.

Ольга ВАЙТОВИЧ, фото из открытых источников

 

Читайте также:

В Петропавловске создали интерактивную карту сакральных мест Северо-Казахстанской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *